Новости

Новости

Интервью Дианы Каримовны Маштакеевой: «Разработка профессиональных стандартов является задачей государственного уровня»

14 февраля 2020

Заместитель председателя, генеральный директор Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, член правления РСПП Диана Маштакеева ответила читателям журнала «Юрист спешит на помощь» на актуальные вопросы функционирования профессиональных квалификаций, рассказала об особенностях разработки профессиональных стандартов и прохождения процедуры независимой оценки квалификации.

 — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) был создан в 2014 году решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. В 2015 году Ассоциация участников финансового рынка была определена в качестве организации, осуществляющей функции СПКФР. С 1 июля 2019 года вступили в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», в соответствии с которыми в России меняется система аттестации на финансовом рынке. Учитывая, что разработка профессиональных стандартов в настоящее время относится к приоритетным государственным задачам, могли бы Вы рассказать нашим читателям, какую роль сыграла Ассоциация участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» для перехода на новую систему аттестации специалистов?

— В настоящий момент разработка профессиональных стандартов действительно является задачей государственного уровня, поэтому для ее реализации в России выстроена национальная система профессиональной классификации, в которой иерархически распределены роли и задачи участников данного процесса. Так, Федеральный закон № 238 ФЗ «О независимой оценке квалификаций» установил правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников, а Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» как раз определил функциональные задачи данного института. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям включает в себя представителей отраслевых министерств и сферы образования, а также крупных работодателей, которые рассматривают вопросы стратегических задач развития профессиональной классификации. Также Национальный совет определяет и назначает полномочные организации и формирует состав отраслевых Советов по профессиональным квалификациям. Если вкратце, то вот такой вот базовой организацией в сфере финансово-экономической профиля является Ассоциация участников финансового рынка «Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка».

В рамках Указа Президента № 249 и решения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям за нами закреплены три основные функциональные задачи. Первая задача включает в себя мониторинг рынка труда и перечня перспективных профессий. Вторая задача — разработка профессиональных стандартов, квалификационных требований и комплектов оценочных средств, необходимых для реализации независимой оценки квалификации специалистов. Третья — проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, а также их последующая актуализация. Для мониторинга выполнения этих задач были определены два основных индикатора: профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и независимая оценка квалификации сотрудников. Инструмент профессионально-общественной аккредитации служит для оценки качества образовательных программ на соответствие требованиям профессиональных стандартов. У СПКФР выработана методика оценки, которая отвечает ключевым методическим требованиям НСПК и Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этой методики эксперты, аккредитованные при ассоциации, проводят аналитические мероприятия, связанные с выявлением соответствия содержания образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, а также их учет при построении образовательных программ. Механизм профессионально-общественной аккредитации обеспечивает права как реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и выпускникам, освоившим такие образовательные программы. В качестве признания качества образовательной деятельности организации мы выдаем специальные сертификаты, а с этого года будем выдавать и квалификационные свидетельства, отвечающие требованиям рынка труда, в формате независимой оценки квалификации.

Что касается индикатора в сфере труда, то именно Ассоциация участников финансового рынка и проводит процедуру экспертизы пакета документов для последующей аккредитации организации, которая осуществляет независимую оценку квалификации. Кроме этого, СПКФР также определяет условия допуска для этих организаций, проводит процедуру последующего мониторинга и контроля за деятельностью этих Центров оценки квалификации, а также устанавливает требования для тех, кто будет проводить аттестацию квалификации, и определяет требования для непосредственных участников рынка, которые проходят данную классификационную аттестацию.

— Учитываются ли результаты пройденной в Российской Федерации независимой оценки квалификации в других странах? Если да, то в каких и на каком основании?

— Для начала, пожалуй, стоит сказать о том, что сам принцип построения системы профессиональных квалификаций в России ориентирован, в том числе и на международные требования. Наш Совет в этом направлении проделал достаточно серьезную работу, в частности, мы разработали методику сближения квалификаций, заключили соглашения с перечнем международных систем сертификации, по которым договорились с коллегами о взаимном признании институтов квалификации. На данный момент проводится анализ по предмету, в конце этого года мы выйдем на результат уже непосредственных зачетных единиц, то есть что мы будем засчитывать в рамках двух систем сертификации — теоретический или практический этапы, а может и вовсе полноценно признавать эти элементы в системах международной сертификации и нашей независимой оценки? Стоит также подчеркнуть, что мы оцениваем те сертификационные модели, которые признаны на международном уровне и которые востребованы в рамках Российской Федерации. К примеру, в рамках ЕАЭС создана специализированная рабочая группа по сопряжению квалификации в условиях допуска специалистов к этому рынку, поэтому в рамках этого периметра мы, конечно, будем выстраивать систему взаимного сближения и квалификационной оценки специалистов по всему сектору.

— В 2014-2018 годах СПКРФ разработаны более десятка профессиональных стандартов, в числе которых и «Специалист по страхованию», и «Специалист по управлению рынками», а также многие другие стандарты. В связи с этим становится интересным, каким образом выстроена работа по созданию профессиональных компетенций и написанию стандартов на финансовом рынке?

Портфель квалификаций, который на сегодняшний день закреплен за Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка, составляет более ста позиций по каждому отраслевому направлению. В рамках Ассоциации созданы специализированные отраслевые комиссии, например, комиссия по профквалификациям в области бухгалтерского учета, комиссия по профквалификациям в области внутреннего контроля и внутреннего аудита, комиссия по профквалификациям в области управления рисками и т.д., то есть практически в каждой отрасли создана специализированная комиссия, на базе которой закреплена рабочая группа. Последняя, в свою очередь, формирует основной перечень предметов, являющихся базисом для формирования комплектов оценочных средств, но, конечно, этот перечень вопросов полностью соответствует подтвержденным профессиональным стандартам, уже закрепленным за Советом по профессиональным квалификациям. При этом туда добавляются не только требования наличия материально-технической базы при проведении процедуры оценки, но также туда добавляются смыслы, связанные с повышенным уровнем требований к персоналу, которые проводят эту аттестацию. Иначе говоря, на уровне Ассоциации мы выполняем задачу комплексную, тогда как в рамках отраслевых рабочих групп и комиссий, созданных при Ассоциации участников финансового рынка, — предметную.

— Для каких категорий работников прохождение независимой оценки квалификации является обязательным?

— Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации установила обязательность применения профессиональных стандартов и определила круг лиц, для которых профессиональные стандарты являются обязательным условием при трудоустройстве. Однако конкретного перечня специалистов нет. Что это означает? Это значит, что профессиональный стандарт при утверждении регистрируется в Министерстве юстиции РФ, исходя из этого, он уже по определению является правовым актом, а применение такого стандарта является само по себе обязательным без учета направления деятельности специалиста и специфики занимаемой им должности. Тем не менее у нас есть определенные условия, которые позволили рынку приступить к выполнению данной задачи чуть позже. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 для государственных корпораций и компаний, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, был установлен отлагательный срок перехода на профессиональный стандарты, который заканчивается 1 января 2020 года. Выходит, что корпорации с государственным участием обязаны будут перейти на требования профессиональных стандартов 1 января 2020 года. Можно сказать, что в части обязательности применения профессиональных стандартов — основной блок. Второй блок связан с отраслевым законодательством. Достаточно большой перечень отраслевых законов, в рамках которых предусмотрено наличие квалификационных требований к специалистам, можно наблюдать и в финансовом секторе. Например, с 1 июля 2019 года нормы Федерального закона «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ, предполагавшие наличие квалификационных аттестатов, выданных ЦБ РФ в рамках аккредитованных организаций, утратили свое действие. Получается, что процедуру подтверждения независимой оценки квалификации теперь необходимо будет проходить в Центре оценки квалификаций (далее – ЦОК).

 

В то же время достаточно сложными нам представляются вопросы переходного периода. При всем при том мы выступаем за преемственность действующей системы оценки квалификаций до 1 июля и в настоящий момент принимаем внутренний локальный документ, по которому будем засчитывать действующие аттестаты как достаточность подтверждения теоретического этапа в рамках независимой оценки квалификации. Кроме того, Банком России сформирован пул изменений в нормативные документы, которые в настоящее время проходят обсуждение в части интеграции требований предоставления сертификационных аттестатов в рамках Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Пока такая норма была принята в рамках закона об инвестиционных советниках, где уже закреплена возможность альтернативного подтверждения квалификации специалистов либо через институт независимой оценки квалификации, либо подтверждение соответствие квалификационных требований к уровню образования и профессиональному опыту. При этом работодатели и специалисты могут самостоятельно для себя принять решения, какой из двух механизмов им следует выбрать.

 

— Существует ли ранжирование стоимости по уровню профессиональной квалификации, то есть какую стоимость за прохождение экзамена платит обычный специалист и сотрудник, занимающий руководящую должность?

Механизм независимой оценки квалификации является коммерческой услугой. Стоимость оценки квалификации формируется непосредственно Центрами оценки квалификации, но на основании утвержденной методики стоимости профессионального экзамена. В методику стоимости профессионального экзамена мы заложили такие показатели, как стоимость материально-технической базы, которую используют Центры оценки квалификации, также учитываем региональный коэффициент по оплате труда для экспертов и региона, в котором проводится сама оценка квалификации. Однако, очевидно, что при расчете стоимости экзамена ЦОКи будут ориентироваться на количество специалистов по каждому экзамену и уровень квалификации, на который претендует специалист при оценке квалификации. Чем выше уровень квалификации, тем, соответственно, выше и стоимость, поскольку в процедуре оценки квалификации задействуются специалисты высокого уровня.

— Сколько создано Центров оценки квалификации специалистов (ЦОКов), сколько из них уже принимают профессиональные экзамены и какое количество специалистов прошли процедуру независимой оценки квалификации?

За период времени нашей деятельности мы разработали профессиональные стандарты, квалификации, комплекты оценочных средств, требования по аккредитации Центров оценки квалификации, а с мая текущего года и вовсе приступили к массовой аккредитации Центров оценки квалификации специалистов. За 2019 календарный год в портфеле Ассоциации участников финансового рынка уже более 50 аккредитованных ЦОКов и более 180 экзаменационных центров, созданных при Центрах оценки квалификации. В этих экзаменационных центрах также можно сдать профессиональный экзамен. Пока в полной мере аккредитацию Центры оценки квалификации прошли только этим летом, поскольку сама процедура прохождения аккредитации довольно сложная. Она установлена Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» и Приказами Министерства труда РФ, в том числе и нашими локальными документами. Сама оценка квалификации запустилась недавно, поэтому за это время было выдано 870 квалификационных свидетельств и около 230 справок о прохождении квалификационного экзамена.

— Чем процедура прохождения профессионального экзамена в ЦОКе отличается от экзаменов в образовательных учреждениях и что между ними общего? Каким образом выстроена работа СПКФР с образовательными организациями?

На первый взгляд может показаться, что оценка уровня подготовки обучающихся на базе вузов и оценка квалификации в рамках независимой оценки квалификации очень схожа и похожа. Однако при проведении процедуры оценки обучающихся в вузах оценивают, как правило, уровень подготовки и знания теоретических основ, тогда как институт НОК предполагает оценку умения специалистов, то есть в самом механизме независимой оценки квалификации заложен практический этап, где соискатели подтверждают навыки и умения, отрабатывать конкретные трудовые функции, заложенные в профессиональных стандартах.

 Что касается работы СПКФР с образовательными организациями, то в этом направлении также проделан большой путь. В рамках Указа Президента РФ наши полномочия ориентированы на экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов и экспертизу по примерно общим образовательным программам. Это означает, что в направлении разработки образовательных программ уже на данном этапе однозначно учитываются требования профессиональных стандартов. Для этих целей при СПК создан Центр по активизации и разработке профессионально-образовательных стандартов, в который входят представители федеральных учебно-методических объединений. Также стоит отметить, что со сферой образования у нас заключено соответствующее соглашение, предполагающее совместное принятие решений при разработке базисных задач для сферы образования. Помимо этого, у нас заключены соглашения с отдельными образовательными организациями, на базе которых мы проводим апробацию разработок по локальным документам и процедуру аккредитации образовательных программ. Таким образом, образовательные организации выступают своеобразными площадками для подготовки базы экспертов. Необходимо подчеркнуть, что мы не выстраиваем политику оценки квалификации отдельно от сферы образования. Мы делаем это совместными усилиями.

— Насколько актуальны в настоящий момент курсы повышения профессиональной квалификации в образовательных учреждениях?

По нашему мнению, система непрерывной подготовки специалистов несомненно станет ключевой. Хотя в нормативных требованиях сферы образования и не так определенно описаны требования к стандарту реализации программ, мы посчитали необходимым сделать стандарт качества программ дополнительной профессиональной переподготовки повышения квалификации для тех образовательных организаций, которые ориентированы на подготовку специалистов с целью сдачи квалификационного экзамена. Стандарт качества таких образовательных программ уже утвержден, и по данному стандарту образовательная организация разрабатывает программы обучения. Кроме того, мы эту задачу внесли в дорожную карту, подписанную с Центральным банком. В рамках нее мы собираемся сформировать типовые требования к программам профессиональной переподготовки для специалистов. В дальнейшем мы будем готовы признавать результаты обучения по данным программам как достаточный механизм подтверждения действующей квалификации. Это очень важный момент, так как уровень квалификации специалистов может быть достигнут разными способами, в том числе и через саму подготовку и сдачу квалификационного экзамена.

— Каким образом работодатель может организовать процедуру прохождения независимой оценки квалификации своим работникам? Вправе ли профессиональный участник рынка ценных бумаг, банк или иная финансовая организация организовать свой собственный ЦОК? 

Данный вопрос непосредственно включен в повестку деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Если со сферой образования мы достигли соглашения относительно объемов и методов, по которым будем засчитывать результаты экзамены, то со сферой труда мы только приступили к написанию методики сопряжения независимой оценки квалификации с системами аттестации персонала, которая используется в рамках корпораций и у работодателей при приеме и учете кадровой политики. Предельно целесообразным, по нашему мнению, было бы засчитывать внутренний аттестат персонала в качестве элемента независимой оценки квалификации в части практического, а не теоретического блока. В то же время сама независимая оценка квалификации позволяет работодателю стать Центром оценки квалификации или экзаменационной площадкой для упрощения подобных процедур. К слову, сегодня многие компании и корпорации создают Центры оценки квалификации. В наш адрес также поступают запросы от рынка труда о необходимости создания ЦОКов и экзаменационных площадок на базе работодателя. В целом, можно констатировать, что система рынка труда ориентирована на получение статуса центра оценки квалификации.

— Что представляет собой процедура профессионально-общественной аккредитации и когда она будет внедрена?

Сперва хотелось бы обратить внимание на то, что профессионально-общественная аккредитация как одна из форм оценки качества профессионального образования активно реализуется в рамках финансовом сектора. Говоря о ключевом элементе развития национальной системы квалификации, в нашем портфеле более ста образовательных программ, которые уже прошли процедуру профессионально-общественной аккредитации. И в этом смысле, — если смотреть по всем отраслевым направлениям, — мы являемся безусловным лидером.

В части, касающейся порядка проведения профессионально-общественной аккредитации, общая продолжительность процедуры составляет 90 календарных дней и проводится в три основных этапа. На первом этапе образовательная организация самостоятельно формирует отчет по самообследованию образовательной программы по выработанной нами методике; в рамках этого же этапа эксперты проводят анализ отчета по самообследованию образовательной организации и выявляют критерии соответствия. Второй этап подразумевает проведение камеральной проверки Отчета по самообследованию и материалов, представленных образовательной организацией с учетом очного визита экспертной команды на площадку образовательной организации. По итогам завершения выездной проверки выносится решение о том, что данная образовательная программа соответствует (или не соответствует) профессиональным стандартам.

В процедурах профессионально-общественной аккредитации нас интересуют два основных критерия: критерий соответствия выпускников требованиям профессиональных стандартов и критерий соответствия профессорско-преподавательского состава требованиям профессиональных стандартов. С нашей точки зрения, преподаватели, читающие профильные дисциплины, тоже должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, отвечающий требованиям рынка труда. Причем интегрированная в нашем секторе международная система сертификации также содержит требования к наличию соответствующего сертификата у преподавателя. 

— Какие задачи СПКФР планирует решить в ближайшее время?

Задач на самом деле много. И в этой части мы стараемся двигаться достаточно осторожно. Одна из первых задач — апробация по каждому направлению механизма независимой оценки квалификации на базе каждого ЦОКа с элементами контроля и мониторинга. Причем данную задачу мы будем осуществлять не только собственными силами, а также силами Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по финансовому мониторингу. Мы считаем вопрос безопасности этой инфраструктуры основополагающим. В этом смысле перед нами, в первую очередь, стоит задача формирования службы внутреннего контроля на всей территории РФ. Для выполнения задач безопасности доступа к комплектам оценочных средств стоит задача по автоматизации всех процессов СПКФР и наших партнеров, и участников системы. С 1 ноября 2019 года мы полностью переходим на автоматизацию всех процессов СПКФР. Сейчас наша система проходит соответствующую аттестацию, а с ноября комплекты оценочных средств будут выгружаться на дату приема экзамена непосредственно соискателю квалификации. Помимо всего прочего, отдельного внимания заслуживает задача в части развития самого института НОК, поскольку не вся рамка квалификации пока сформирована в финансово-экономическом профиле. Это относится и к блоку профессиональных стандартов квалификаций, связанному со специалистами по финансовым технологиям. В частности, совместно с Ассоциацией ФинТех мы разрабатываем такие профстандарты, как «Специалист по информационной (кибер) безопасности в кредитно-финансовой сфере» и «Специалист в области финансовых технологий». Если в целом описать задачи, связанные с актуализацией перечня квалификаций, они ориентированы на цифру и учет технологических задач для корпораций, рынка труда. Другими словами, сегодня мало обладать знаниями, необходимо иметь опыт и умения работать в новом цифровом пространстве.

Вторая задача в части развития квалификаций — создание механизма выхода на рынок специалистов, не имеющих профильного профессионального образования. Такой запрос формируется самим рынком, известно, что после школы выпускники уже готовы приступить к вспомогательной деятельности на финансовом рынке. По этой причине нами был определен перечень квалификаций, которые мы будем в следующем году предлагать осваивать школьникам в период завершения школьной программы. Сюда, к примеру, можно отнести такие квалификации, как оператор бухгалтерского учета, кассир-операционист или страховой агент. Предлагаемый нами перечень квалификаций вполне себе можно освоить еще учась в школе. Это, между прочим, подтверждает и мировая практика. Так, в Великобритании 60% населения заканчивает всего 9 классов образования, дальше их уровень квалификации наращивался путем как раз вот непрерывного повышения квалификации и сдачи экзамена. Аналогичную систему можно увидеть в Австрии и Сингапуре. В Австрии в финансово-экономическом профиле лица, которые замещают должность, но при этом имеют высшее образование составляют всего 4%, все остальные — специалисты, у которых есть минимальный уровень образования. Дальнейшая траектория действий схожа с той, что наблюдается в Великобритании, то есть последующее повышение квалификации и подтверждение квалификационного свидетельства по требованиям рынка труда. В целом у нас складывается аналогичная траектория допуска выпускников школ к профессиональной квалификации, и мы ее всячески поддерживаем.

 

 

Источник

Подпишитесь на новости

У меня уже есть подписка

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.