Новости

Новости

Системе независимой оценки квалификации нужны многопрофильные эксперты

27 марта 2017

Идет набор на новую программу подготовки экспертов независимой оценки квалификации в области экономики, управления и финансов. В программу включены новые модули, расширена содержательная часть и увеличен объем практических занятий.

Руководитель программы Шинявская Светлана Ивановна, главный специалист по методической работе Межотраслевого центра развития квалификаций УрФУ, рассказала о содержании программы, ее задачах и дополнительных компетенциях, которые получат слушатели – будущие эксперты независимой оценки квалификации.

 

– Светлана Ивановна, почему возникла потребность в расширенной программе подготовки экспертов НОК?

– Система независимой оценки квалификации, которая легитимно существует с января 2017 года и инфраструктурно обеспечивается Советом по профессиональным квалификациям и центрами оценки квалификации, требует разнопланового экспертного потенциала.

Во-первых, это должны быть специалисты, способные проводить экспертизу квалификаций соискателей, то есть оценивать квалификацию в соответствии с профессиональным стандартом.

Во-вторых, должны быть эксперты, способные разрабатывать оценочные задания для оценки квалификации, и эксперты, способные проводить валидацию этих оценочных средств – устанавливать соответствие разработанных оценочных средств профессиональному стандарту и целевым ориентирам оценивания. Иными словами, давать заключение о том, что при помощи именно этого задания можно оценить именно эту квалификацию, а не что-то другое: объем оперативной памяти или, например, логическое мышление.

В-третьих, востребованы эксперты, которые в состоянии проводить экспертизу документов, представляемых потенциальными центрами оценки квалификации в Совет по профессиональным квалификациям. Наделение ЦОК полномочиями, а также приостановка этих полномочий связаны с экспертизой объемного пакета документов. И эту экспертизу тоже кто-то должен уметь осуществлять.

Таким образом, переход на более длительную и разноплановую программу связан с тем, что Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка ставит задачу подготовки многопрофильных специалистов, которые готовы работать на разные предметы экспертизы: оценивать квалификации, разрабатывать и валидировать оценочные средства или экспертировать документы ЦОК.

Поэтому наша новая 72-часовая программа, имеющая модульную структуру, позволит будущим экспертам сформировать все эти требуемые для функционирования системы независимой оценки квалификаций компетенции. Кроме того, пока трудно сказать точно, что им предстоит делать в плане экспертной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе. Чем шире набор компетенций эксперта, тем более он будет востребован теми инфраструктурами, которые сегодня создаются. Это основной посыл к формированию заинтересованности потребителей данной программы, который я ощущаю как преподаватель.

 

– Кто принимал непосредственное участие в разработке программы?

– Обучение экспертов в области независимой оценки квалификации и профессионально-общественной аккредитации ведется в рамках трехстороннего соглашения между Уральским федеральным университетом, Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка и Фондом развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе, поэтому в разработке новой программы приняли участие все стороны соглашения.

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка как главный заказчик определил компетенции, необходимые экспертам независимой оценки квалификации в сфере экономики, управления и финансов. Межотраслевой центр развития квалификаций УрФУ проработал структуру программы и содержание, необходимое и достаточное для освоения требуемых компетенций. Специалисты Фонда РКК, обладая практическим опытом проведения профессиональных экзаменов, разработки оценочных средств и экспертизы документов организаций, претендующих на статус центров оценки квалификации, внесли корректировки и дополнения в новую программу.

Конечно, в содержание новой программы вошли модули 18-часового курса, который мы реализуем с декабря 2016 года, но добавились и новые: теперь их не четыре, а шесть. Объем практикумов стал гораздо больше, итоговая аттестация будет более разноплановой.

 

– Что именно изменилось в итоговой аттестации?

– Мы будем дифференцировать задания для итоговой аттестационной работы по разным предметам экспертизы. В процессе обучения слушатели продемонстрируют в рабочих тетрадях свою готовность проводить экспертизу по всем направлениям. А для итоговой работы слушатели будут выбирать: разрабатывать ли оценочные средства, готовить ли проект, связанный с их валидацией, или проект, связанный с экспертизой документов ЦОК. Это мои намерения как руководителя программы, которые проходят согласование со всеми заинтересованными сторонами.

 

– В новой программе стало больше очных занятий. С чем это связано?

– Разработка и валидация оценочных средств требуют, на наш взгляд, очного взаимодействия преподавателя и слушателя, потому что методические подходы к формированию оценочных заданий достаточно сложны для восприятия. Создавать тесты и задания для практического этапа непросто. Поэтому в дистанте, исходя из опыта реализации двух программ, мы можем говорить только о формировании потенциальной возможности этой деятельности и ознакомлении с методикой, но не о реализации непосредственно практической разработки комплектов оценочных средств и проведении их валидации.

Поэтому модули, связанные с разработкой и валидацией, мы предложили реализовывать в очном режиме. В сумме это пять учебных 8-часовых дней: 3 дня на разработку оценочных средств и 2 на их валидацию.

Вместе с этим мы понимаем, что география слушателей широка: Ульяновск, Омск, Барнаул и другие достаточно удаленные от Екатеринбурга города. И выезд на очные занятия, причем двукратный, может быть непреодолимым препятствием для участия в этой программе. Поэтому мы предложили также и дистанционную форму.

В связи с этим при комплектовании групп существует условие: вся группа обучается либо дистанционно, либо в очно-заочной форме. Опыт показал, что одному преподавателю проблематично результативно работать на две аудитории – виртуальную и реальную.

 

– Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, про опыт реализации предыдущей программы: каковы результаты, с чем столкнулись?

– По программе подготовки экспертов центров оценки квалификации мы обучили два потока. Выпускники первого потока уже получили статус экспертов при Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка, а слушатели второго, надеемся, получат этот статус в самое ближайшее время. Причем численность слушателей была достаточно большая: в каждой группе было порядка 30 слушателей.

Безусловно, это накладывало определенные трудности на нас как на преподавателей. Экспертизе подвергся значительный объем документов: прежде всего, рабочие тетради с выполненными практикумами слушателей и, конечно же, итоговые аттестационные работы, в которых слушателями представлялись проекты комплектов оценочных средств в частичном исполнении (5 теоретических заданий и 2 практических).

 

– Как слушатели справлялись с этой непростой задачей?

– Слушатели, обучающиеся по данной программе и заинтересованные в получении статуса эксперта, представляют разные сферы деятельности, связанные квалификацией, - сферу образования и сферу труда. Есть представители образовательных организаций, которым знакомы подходы к разработке оценочных средств и которые, благодаря своей профессиональной деятельности, хорошо владеют методами оценки. Представители же работодателей не всегда погружены в эту проблематику, и поэтому мы максимально индивидуализировали занятия и оказывали консультативное и методическое сопровождение разным группам слушателей в зависимости от их профессиональной принадлежности.

Большинству слушателей трудно формировать оценочные задания под новый документ “профессиональный стандарт”, который только входит в нашу жизнь. Мы привыкли к всевозможным тестам, которые проверяют знания нормативных документов, отдельных методических и технологических аспектов деятельности. А вот увидеть связь: “профессиональный стандарт” - “предмет оценивания в виде функции или действия” - “задания и критерии качественно реализованного действия или функции” –  понять и реализовать ее в проекте удается не сразу.

И всё-таки, по отзывам слушателей, мы понимаем, что наша программа полезна, она позволяет развиваться им как экспертам в различных направлениях. Это подтверждается признанием экспертного потенциала наших выпускников Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка и дает надежду на то, что система независимой оценки квалификации в России будет успешно развиваться.


Получить подробную информацию по обучению Вы можете в Фонде РКК.
Контактное лицо
: руководитель отдела развития Фонда РКК Халиуллина Александрина Павловна
8-800-700-02-38 (звонок бесплатный по всей России)
+7 (343) 380-80-13
info@fund-rkk.ru

Подпишитесь на новости

У меня уже есть подписка

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.